|
ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
I КЛАСС
Вместо вступления…
Хочу сразу успокоить тех учителей, которые работают по программе Д. Б. Кабалевского, что я не собираюсь отвергать ни эту, ни другие программы по музыке. В настоящий момент существуют несколько программ по музыке для средних школ с грифом Министерства образования: программа Кабалевского, а также программы Алиева, Л. В. Школяр и коллектива ИХО, Сергеевой и Критской (лаборатория музыки ИХО). Все эти авторы и ныне (кроме Д. Б. Кабалевского) работают в Москве. Большинство из них в Институте Художественного Образования (ИХО) Академии образования России. Есть ещё программа Терентьевой (г. Санкт-Петербург). Думаю этого, вполне достаточно хотя бы для того, чтобы выбрать программу по своему вкусу. То, что я предлагаю вам, уважаемые друзья, это разработки уроков по авторской программе "Музыкальная гостиная". Эти уроки первоначально предназначались для дополнительного музыкального воспитания ребят в средней школе. Поэтому я не хотел дублировать никакую из программ. Мои поурочные планы можно было бы использовать для второго урока музыки в школе. Потом, когда выяснилось, что второго урока музыки по программе не будет, а некоторые мои классы посещали только мой урок, мне пришлось кое-что подкорректировать и постараться сделать так, чтобы мой урок мог при необходимости и заменить программный урок музыки. Одна из главных задач моей программы совпадает с остальными программами – воспитание грамотного слушателя. Я считаю, что для того, чтобы дети научились разбираться в музыке, необходимо заинтересовать учеников, а, кроме того, познакомить их в первую очередь с теми музыкальными инструментами, на которых чаще всего исполняется музыка. Именно поэтому в 1-м классе главная задача моих уроков – знакомство с музыкальными инструментами. Первое полугодие я посвящаю знакомству с инструментами разных народов мира (через музыкальные сказки). Второе же полугодие посвящено знакомству с инструментами симфонического оркестра. Очень много в 1-м классе мы слушаем классической музыки, но практически не говорим о композиторах (я только называю фамилии, чтобы ребята понемногу хоть некоторые из них запоминали), а больше внимания уделяю именно инструментам, которые мы слышим. Ребята приходят в школу после детского сада, они ещё достаточно малы, не умеют долго слушать, внимание рассеянное. Именно поэтому очень часто приходится менять форму урока: слушание, беседа, исполнение, разучивание и т. д. Всё первое полугодие идём в Страну Музыки через сказки, в которых совершаются истинные чудеса при помощи музыкальных инструментов. Это своеобразный мостик в большой и сложный мир музыки, куда мы должны прийти вместе – я и ребята. Какой смысл идти одному, теряя по пути одного за другим своих учеников, которым вдруг стало скучно? Нужно очень чутко реагировать на своих учеников. Мне кажется главное на первом этапе – не убить интерес детей к музыке. Этот интерес у них есть! И моя задача его усилить и развивать дальше, постепенно усложняя программу. Если хоть одному ребёнку на моём уроке стало скучно – это для меня сигнал, что я что-то делаю не так. Может быть, слишком сложно говорю, а может быть, и слишком примитивно (это порой не нравится ребятам ещё больше, когда с ними начинают "сюсюкаться"!) Необходимо доверять своим ученикам! Ребята с большим увлечением слушают музыкальные истории о музыкантах и инструментах. Во втором полугодии мы последовательно начинаем знакомиться с составом симфонического оркестра. Для начала что такое "оркестр"? Затем узнаем, сколько групп инструментов в оркестре, а уже потом знакомимся с каждым инструментом в отдельности. Как он выглядит, как он звучит. Я убедился в том, что программа 1-го класса очень здорово готовит ребят к дальнейшему знакомству с музыкой. Хорошо разбираясь в музыкальных инструментах, различая их по звучанию, детям легче и интереснее слушать любое классическое сочинение. Поэтому, начиная во втором классе знакомство уже с творчеством композиторов, не нужно возвращаться хотя бы к вопросу о том, какой инструмент исполняет музыку. И когда речь идёт о том, что композитор в детстве играл на скрипке или на трубе, учился играть на литаврах или на флейте, ребятам легко, они уже хорошо знают эти инструменты.
Уважаемые коллеги! На этом своё небольшое вступление к программе 1-го класса я заканчиваю, именно потому, что предлагаю познакомиться с материалом двух статей о программе "Музыкальная гостиная", которые я написал специально для конференций в Москве. Первая статья была написана перед поездкой в декабре месяце 1999 года в Москву для участия в Международной научно-практической конференции "Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития". Конференция проводилась Российской Академией образования, Союзом композиторов России и многими другими организациями и была посвящена 95-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского. Вторую статью я написал перед поездкой в Москву в мае 2001 года. Тогда Институт художественного образования проводил Совещание при Президиуме российской Академии образования по вопросам музыкального воспитания и образования. Именно для участия в этом совещании я написал вторую статью "Музыкальная гостиная". В ней я постарался обобщить опыт работы и упор сделал именно на программу 1-го класса. Я желаю вам, дорогие коллеги, приятного и полезного прочтения. Очень бы хотелось верить, что данные статьи и разработки уроков для первого класса пригодятся вам в работе, хотя бы частично. Хочу отметить важную особенность моей программы – количество уроков в месяц всегда четыре, в не зависимости от того есть каникулы, или нет! Именно поэтому у меня 16 уроков в 1-м полугодии, и 20-ть во втором. Успехов вам!
Статьи:
Композитор, учёный, педагог
Урок "Музыкальная гостиная"
Урок "Музыкальная гостиная" 2 часть
|
|